Магия тишины Каспара Давида Фридриха

За биографическую литературу я обычно берусь с определенной долей опаски. Здесь всегда есть высокий риск столкнуться в лоб со скукой. Жанр, зачастую переполненный не слишком интересными подробностиями, его авторы - далеко не каждый раз справляются с непростой, справедливости ради, задачей - подать биографические факты увлекательным для читателя образом, самому не оставшись при этом только лишь безучастным хронистом очередной, раздутой энциклопедии банальностей мало кому нужной пыли веков.
Совершенно не такова “Магия тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время” - новая книга немецкого художественного критика и публициста Флориана Иллиеса, вышедшая в 2024-м году, ставшая для меня не только билетом в улекательный мир немецкого романтика, но и в полной мере путешествием в свой собственный.

Но что конкретно делает интересной эту книгу? Во-первых - оригинальная композиция. Не могу сказать, что я когда-либо читал биографические произведения, построенные вокруг четырёх стихий, концептуально группирующих вокруг себя исторические очерки и факты. Огню, воде, земле и воздуху - приносится в жертву линейная хронология повествования и эта элементальность работает прекрасно, в полной мере оставляя за читателем возможность реконструировать из разобранных во времени осколков - целостный жизненный путь немецкого художника. Во-вторых - подбор и подача фактов. Вы ведь наверняка бывали в каком-нибудь скучнейшем бытовом музее-квартире некоего всенепременно достойного человека, в котором немолодая тётушка-экскурсовод возвышенным голосом с предыханием расказывает второй час скучнейшие напыщенности, от которых хочется неистово бежать в соседнюю пивнуху? Хотя, в “Магии тишины” хватает и бытовых зарисовок - чтение книги ничем не напоминает подобный опыт. Однако же, в-третьих - книгу никак не назовёшь сухим энциклопедическим сборником или высоколобым псевдофилософским исследованием искусства - за авторством какого-нибудь сноба-критика, страдающего метафизической интоксикацией. Напротив - Флориану Иллиесу хорошо удается оживить историческую фактуру и вовлечь в неё читателя, живым слогом красочно реконструируя жизнь немецкого художника и витиеватую судьбу его творчества, напоминающую в некоторых моментах, как оказалось, остросюжетный детектив. Если вы любите немецкий романтизм и Каспара Давида Фридриха - ничего из этого не должно оставить вас равнодушными.
Но о чем же моё собственное путешествие?.. Иллиес заставляет собрать осколки из своей жизни, напрямую или косвенно связанные с творчеством Фридриха, и задать себе вопрос.
Вот мы с друзьями смотрим на меловые скалы излюбленного Фридрихом острова - Рюген. Оказывается, картину Фридриха с меловыми скалами долгое время приписывали авторству другого художника - Карла Блехена. Никто из искусствоведов в точности не знает - кто на ней изображен, но я абсолютно уверен - это мои друзья, хоть никто из них и не носит цилиндр.

"Меловые скалы на острове Рюген"
Вот мы с супругой стоим в тишине близ немецкого могильного креста под лунным светом - в дебрях Роминтской пущи близ дикого, заросшего лесом, озера Утиное, у которого и сейчас можно обнаружить руины дома немецкого пастора. Этот вечер заставил меня перенестись на картину Фридриха “Мужчина и женщина, созерцающие Луну”.


"Мужчина и женщина, созерцающие Луну"
А вот передо мной полотно “Крушение надежды” в гамбургском Кунстхалле, оказавшееся слишком мрачным для современников Фридриха, которые картину не оценили. Путешествие в Амстердам через Гамбург - моё последнее на сегодняшний день путешествие в Европу в 2020-м году, после которого крушение постигло множество разных надежд. Картину я ценю.


"Крушение надежды"
Но сбавим градус тоски до меланхолии - увлекательно ведь вспоминать руины монастыря Эльдена и открывать фотографии, сделанные много лет назад, сравнивая детали и впечатления с картиной немецкого романтика.

"Руины Эльдены"
Или просматривать свои, порядком подзабытые уже фотографии родного города Фридриха - Грейфсвальда, пытаясь ощутить благодаря доброму посредничеству Флориана Иллиеса - каким мир видел Фридрих.

"Луга около Грейфсвальда"
Если же совместить воспоминания с мечтами - равных “Страннику над морем тумана” мне уж точно не отсыкать. Смотреть в одиночестве сверху вниз на облака с горной вершины - ну, что может быть лучше?.. Всё это лишь часть калейдоскопа, который, как оказалось, я ещё могу сложить. Нужно лишь немного тишины.


"Странник над морем тумана"
Я задаю себе вопрос, ответ на который уже знаю. Есть ли у тишины, которую куда больше людей любил изображать немецкий художник Каспар Давид Фридрих - что мне рассказать? Я вглядываюсь в картину (на которой можно найти все четыре стихийных элемента) - молчаливого монаха у моря, смотрящего с берега в бесконечный небосвод, тишина которого кажется тотальной. И понимаю: определенно - есть.
Магия, конечно.
