Кадзуо Исигуро "Остаток дня"

Кадзуо Исигуро "Остаток дня"

Когда в конце две тысячи шестнадцатого года я пытался сформулировать свое отношение к принципам "Хагакурэ" в современном контексте (в особенности тем, что выделил Юкио Мисима в "Хагакурэ Нюмон"), я пришел к выводу, что Дзете Ямамото предлагает мощную этику действия, практически не заботясь о том, во имя чего совершается то или иное действие. "Хагакурэ" восхваляет действие само по себе и учит решимости - в этом высокая актуальность этого трактата Дзете о бусидо и на сегодняшний день. Однако, в области целеполагания нам остается довольствоваться феодальными установками самураев Японии, которые сводятся к верной службе своему клану и Господину. В этом смысле нельзя, конечно, считать "Хагакурэ" адекватным современности текстом или книгой, содержащей философию, которая могла бы быть целостной.

Роман "Остаток дня" Кадзуо Исигуро, попавшийся мне под руку почти случайно, - это идеальная критика фанатичного самурайского принципа преданности, когда объект и идея преданности перестают иметь значение. Что делает ее идеальной? Во-первых то, что критика эта написана пером японца. Да, Исигуро условный японец - ведь он вырос в Британии. Но по крови и рождению - он по-прежнему японец. Выходит, что японец здесь расписывается в определенных национальных заблуждениях. Во-вторых, специфика самурайского взгляда на вещи перенесена в декорации и реалии Британии первой половины двадцатого века. Это добавляет определенный уровень идейной абстракции. Главный герой не какой-нибудь средневековый самурай или ронин, а британский дворецкий. В-третьих - это художественно прекрасный текст, который интересно читать даже если вы не погружены в самурайский контекст, зашитый в роман. Все эти вещи никак не помешают вам получить удовольствие от прочтения. В четвертых - идея романа самоценна вообще без японщины и может быть емко выражена простыми и понятными словами знаменитого мастера дзен Саваки Роси:

"Люди часто говорят о верности; но мне интересно, знают ли они направленность своей верности и своих действий".

Почти банально, не так ли? Однако, и в наши дни возможны такие явления, как нацизм или фашизм. Каким образом и через что эти идеи до сих пор находят своих почитателей? Роман Исигуро "Остаток дня" предлагает спросить себя еще раз - когда и каким образом идея высокой преданности приобретает оттенки зла и есть ли в этом достоинство.